Как преобразить лицо города

В краевом центре до конца мая в галерее “Паршин” можно посетить новый арт-проект под названием “То, что я люблю”. Интересен он тем, что представляет собой персональную выставку многопланового художника — графика, живописца и монументалиста — Александры Тарасовой.

Пару лет назад ставропольская художница вернулась в родной город после обучения в Краснодарской художественно-промышленной академии [на факультете монументально-декоративного искусства] и окончания Уральской архитектурно-художест­вен­ной академии в Екатеринбурге. Сфера ее интересов чрезвычайно широка — Александра Тарасова работает в разных видах и жанрах изобразительного искусства, экспериментируя с различными техниками и материалами.

— Александра, боюсь, что о художниках-монумен­талистах в Ставрополе непосвященная аудитория знает немногое. Чем же они занимаются?
— Да, вы правы, у нас есть прекрасные графики и живописцы, создающие станковые картины, но практикующих художников-монументалистов нет. Поясню, что к монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями и помещенные на фасады зданий, в интерьере — стены, потолки, ниши, своды. Среди основных техник этого вида изобразительного искусства можно назвать фреску, мозаику, витраж, жесткий гобелен, сграффито. Все они долговечны, могут украшать город столетиями и со временем становятся только краше.

К сожалению, на наших улицах их не встретишь, фасады зданий пустуют. Архитектура становится безликой, она не обращает на себя никакого внимания. Считаю, что это неправильно. Монументальное искусство может стать лицом любого города, украсить и даже полностью его преобразить.

— Монументальные техники очень дорогостоящие. Очевидно, что новостройки не украшают “излишествами”, чтобы в итоге это не отразилось на стоимости квадратных метров...
— Да, конечно, это недешево. Но удорожание не так значительно, всего 2-3 процента от общей стоимости строительства. Ведь важнее красота и внешняя привлекательность экстерьеров и улиц нашего города. А вот засилье рекламы не самым лучшим образом отражается на его внешнем облике.

Монументально-декора­тивное искусство невероятно трудоемкое, требует значительных затрат и сил. К тому же художник в этом случае работает не один, нужна целая команда. У меня есть знакомые специалисты, с которыми я могла бы работать в этом направлении. Опыт создания совместных проектов уже есть — не так давно мы расписывали одну из ставропольских кофеен.
Но, с другой стороны, интерес к монументальному искусству в Ставрополе постепенно растет. Недавно я завершила работу над заказом — оформление интерьера жилого дома. В частности, он включал в себя внушительную по размеру настенную роспись [часть триптиха можно увидеть на действующей выставке] и витражные композиции. Витраж является одной из моих любимых техник. Он великолепно выглядит при любом освещении и при любой погоде. Витраж прекрасно бы смотрелся на постройке с высокими стеклянными поверхностями, такими как, например, в здании нашего Дома культуры.

К слову, у меня уже есть один витражный проект, надеюсь, что его получится реализовать на новом культурном фестивале “Белая акация”, который впервые пройдет в этом году в Ставрополе. Он будет включать в себя скульптурные пленэры, так что, вероятно, будет задействовано и монументально-декоративное искусство. По итогам фестиваля лучшие работы останутся в городе и станут его украшением.

— Интересно узнать, насколько развито это направление искусства в городах, где вы проходили обучение?
— В Ставрополе его можно встретить разве что в росписях храмов, а вот в других городах, в том же соседнем Краснодаре, мозаику, роспись и фрески применяют достаточно активно. Там есть художники-монументалисты, и они не сидят без дела. А в Екатеринбурге существуют огромные цеха, скульптурные и монументальные, где работает команда мастеров во главе с ведущим художником. Такие предприятия не простаивают, их работа востребована, да и заказы им поступают даже из других городов России.

— Александра, вы также являетесь руководителем художественной студии S*T*Art при галерее “Паршин”. Насколько прижилась идея учить живописи и рисунку факультативно?
— Еще при создании галереи Сергей Николаевич Паршин задумал организовать студию, в которой мог бы почувствовать себя художником любой желающий. И идея эта была воспринята на ура. Сейчас к нам приходит две группы — детская и взрослая.
Знаете, когда получается состояться в выбранной специальности, хочется уделить внимание самому себе, вспомнить и реализовать мечты юности. На занятия приходит разная аудитория — разных профессий, пола, возраста [нашему самому юному ученику 3 года, а самому взрослому — 65 лет]. С каждым из них я работаю индивидуально [учащиеся сами выбирают, что им рисовать и в какой технике], но предпочитаю объединять их в небольшие группы. Делаю это для того, чтобы они могли видеть результаты других учеников. Кстати, мы уже несколько раз проводили выставки студийцев. Самое интересное, что их работы с удовольствием покупают.

В заключение скажу, что в современном обществе я вижу приятную тенденцию — возрождение интереса к изобразительному искусству, к профессии художника. И это не может не радовать. Потому что никакая распечатанная из Интернета картинка не сравнится с рукотворным произведением, несущим в себе живую энергетику автора.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке