Операция “Легализация”

По оценкам разных экспертов, от 30 до 60% малого бизнеса находится в тени. То есть люди работают без оформления ИП или юрлица, не платят налоги и прочие обязательные отчисления. Только в Ставрополе насчитывается порядка 20 направлений деятельности, где процветает такая нелегальная экономика.
Есть ли возможность вывести предпринимателей из тени и как это сделать максимально безболезненно для всех, не оставив людей вообще без заработка?

Затронет всех

“Проблема, несомненно, актуальна и для легального бизнеса, который страдает из-за недобросовестных конкурентов. Но пострадать может и потребитель: услуги, оказываемые нелегальными предпринимателями, далеко не всегда соответствуют нормам и даже способны угрожать жизни и здоровью, — констатирует руководитель комитета экономического развития администрации города Ставрополя Наталья Меценатова. — Здесь фактически никто не будет нести ответственность за то, что неправильно отремонтированный автомобиль стал причиной аварии, а “уколы красоты” в сомнительных условиях привели к заражению”.
“По разным оценкам, в Ставрополе порядка 20 сфер деятельности, где процветают теневики. Среди них мелкорозничная торговля, такси, грузовые перевозки, цветочный бизнес, ремонт и обслуживание автомобилей, клининговые услуги, сдача в аренду жилья, распространение БАДов, косметики, ремонт квартир и так далее, — перечисляет сопредседатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРа России” Павле Мрвалевич [на фото]. — И люди не хотят понимать: их дети ходят в школы, они сами и их семьи лечатся в поликлиниках, на развитие которых требуются бюджетные средства. А пополнение бюджета происходит только из легальной экономики”.

Дорого и страшно

Однако не только клиенты идут к теневикам, но и многие даже ранее добросовестные бизнесмены предпочитают “исчезнуть с радаров”. Почему? “Люди справедливо опасаются, что по крайней мере в первое время не потянут обязательные налоговые, страховые и прочие выплаты или станут объектом пристального внимания контрольно-надзорных органов. Кто-то решает сначала просто попробовать, а получится ли вообще извлечь прибыль из своих умений. И если получается, то так и продолжает работать без легализации. Особенно это характерно для малого бизнеса”, — говорит Павле Мрвалевич.
Он приводит в пример уже давно обсуждаемую сферу пассажирских перевозок. С одной стороны, после принятия закона о такси в первое время число полученных лицензий на пассажирские перевозки выросло раза в два. С другой — многие из них уже аннулированы: по желанию получателя или из-за истечения срока действия. Стало ли по факту таксистов меньше? Нет. Но зато наработаны схемы, как обойти закон. Например, с диспетчерской фирмой [или, как их называют, интернет-агрегатором] заключается официальный договор о распространении рекламы этой компании. Фонарь или надпись с названием организации крепится на авто, и вроде бы всем понятно, что это такси, но по документам человек всего лишь отрабатывает свою часть договора, служит “визуальной рекламой”. И зачем регистрироваться официально и платить налоги, когда можно обойтись малой кровью? Сами службы в большинстве своем расположены в других регионах, так что налоги от их деятельности краю не достаются.
Как отмечает заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю Алексей Поляков, сфера перевозок проверяется постоянно, в том числе и действительность лицензии водителя. Но для составления только одного первоначального материала нужно полдня, к тому же без объяснений пассажира ничего доказать невозможно. Понятно, что клиентам таксистов проще сказать, что они его знакомые и ничего за перевозку не платят, чем тратить время.

Понять перевозчика

Но если объективно, то и водителей понять можно. Очень многие покупают автомобили в кредит. До выплаты всей суммы займа машина является собственностью банка. Официальное такси должно быть желтого цвета, и вряд ли банк даст добро на перекраску. Да и стоимость последней может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Когда кредит растянут надолго, то через несколько лет авто перестанет соответствовать требованиям закона уже из-за возраста или изношенности. Конечно, можно приобрести сразу желтый автомобиль, но как-то странно ориентироваться при покупке недешевой вещи только на цвет. Впрочем, сейчас разрабатывается законопроект, при принятии которого цветовая “обязаловка” может быть аннулирована.
По словам консультанта руководства Аппарата правительства Ставропольского края [представителя уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае] Павла Аветикова [на фото], готовятся и нормативные акты, регулирующие действия упомянутых выше интернет-агрегаторов такси, когда обязательным будет заключение агентского договора с четко прописанными условиями взаимодействия.

От аренды до ремонта

Но, как говорилось, пассажирские перевозчики лишь одна из многих сфер, где процветает теневой бизнес. “Несколько лет назад подсчитывалось, сколько налогов недополучает бюджет краевого центра от сдачи в аренду квартир, — порядка 25 млн рублей. В городе проживают тысячи иногородних студентов, и лишь процентов десять из них имеют временную прописку или регистрацию, — констатирует депутат Ставропольской городской думы Александр Резников. — Остальные проживают на съемных квартирах, чьи владельцы не платят никаких налогов от сдачи. Но студенты — не главная головная боль. Жильцы домов, где квартиры сдаются по часам, жалуются на проблемы с постоянно меняющимися клиентами, не говоря о том, что такие места — благодатная почва для криминала”.
Отнюдь не бедствует и так называемая гаражная экономика. В гаражах собирают мебель, ремонтируют автомобили, технику. “Здесь тоже привлечь к ответственности очень сложно. Люди объясняют, что “делают” машину брату или другу, — рассказывает Наталья Меценатова. — Участники рейдовых мероприятий обошли несколько гаражных кооперативов, и в результате было составлено только 2 протокола и вынесено 10 предупреждений об ответственности. И это проверяли только один пласт, а сколько в городе работают массажистов, косметологов, домработниц…” Клиентов в такой ситуации понять можно: как правило, услуги у таких мастеров и “в гаражах” дешевле, чем в официальных фирмах. Но, как упоминалось, привлечь к ответственности в случае некачественного оказания услуги будет некого.

Дать поиграть в бизнес

“Серьезные штрафные санкции должны быть, но метод только кнута не поможет, — уверен Павел Аветиков. — Например, существуют вроде бы удобные налоговые режимы, но потом может выясниться, что в каких-то видах деятельности необходима контрольно-кассовая техника, а ее стоимость новичок не потянет. Да и сама фискальная нагрузка в первое время зачастую бывает неподъемной. Поэтому в первую очередь стоит думать о создании благоприятного делового климата, когда работать легально выгоднее, чем без оформления”.
С тем, что лишь карательные меры не сработают, согласен и руководитель общественной организации “ОФФБИТС” Валентин Работенко. “Многие говорили о том, что люди сначала решают просто попробовать себя в роли бизнесмена. Так вот нужно дать им возможность попробовать легально. Например, создать условия, в которых можно, грубо говоря, поиграть в предпринимателя, без финансовых потерь: предоставить бухгалтерские услуги по льготой стоимости, помочь разобраться с оформлением документов, юридическими тонкостями, снизить фискальную нагрузку и так далее, — предлагает Валентин Работенко. — Тогда бы число нелегальных бизнесменов сократилось в разы”.

И кнут, и пряник

В свою очередь Наталья Меценатова рассказала, что как раз похожий проект находится в разработке. В администрации Ставрополя решено создать собственную инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, которая позволит активизировать предпринимательский сектор и сориентировать людей, желающих открыть свое дело, на приоритетные и перспективные сферы экономики краевой столицы. Работа специализированного центра будет включать в себя консультирование по вопросам ведения бизнеса, образовательные семинары, помощь в составлении бизнес-планов, оказание аутсорсинговых услуг и многое другое.
Но одновременно разрабатывается и дорожная карта, сформированная по итогам взаимодействия с налоговыми органами, Управлением МВД России городу Ставрополю, городской Думой, общественными предпринимательскими объединениями по легализации теневого сектора экономики. Планируется выделить отдельные рабочие группы, специализирующиеся на конкретных направлениях нелегального бизнеса: услугах, техобслуживании автотранспорта и прочих.
Предполагается создать рубрику на сайте администрации для сбора информации о людях, занятых в теневом секторе. В числе прочего их клиенты смогут поделиться негативными фактами о качестве работы того или иного теневика. Но реализация проектов требует дополнительной доработки. Нужно, чтобы они способствовали именно легализации бизнеса, а не, например, информационной войне с конкурентами.
Можно ли решить проблему с теневиками? Теоретически при подключении властей на всех уровнях и предпринимательского сообщества — вполне. Но надо, чтобы обращаться в легальную фирму было действительно удобнее и безопаснее, чем “идти в гаражи”. И чтобы работать официально стало выгоднее, чем бояться проверок и продолжать сидеть в тени.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке