На людях не экономят

Как на строительство повлияли экономические проблемы в стране? От чего на самом деле зависит стоимость квадратного метра? Насколько в Ставрополе востребована коммерческая недвижимость?

Об этом и многом другом корреспонденту “СБ” рассказывает директор ООО “СК Кубаньжилстрой” Вадим Газарян.

— Вадим Владимирович, ваша компания изначально была зарегистрирована в Краснодарском крае. Как получилось, что потом она стала ставропольской?

— В 2010 году открылся филиал в нашем регионе, и после вся организация “перебралась” сюда. Сейчас у нас есть своя техническая база, наработанная клиентура и, главное, коллектив профессионалов, с которыми я работал еще до основания компании. Бетонщики, штукатуры, электрики и другие рабочие тоже с нами уже много лет. Я рад, что удалось собрать тех, чей профессионализм и личностные качества проверены временем и не самыми простыми ситуациями.
Мы занимаемся строительством, реставрацией и ремонтом практически любых зданий и сооружений. Достаточно долгое время сотрудничали со Ставропольским аграрным университетом: строили новые здания, ремонтировали уже имеющиеся, выступали субподрядчиками у других крупных застройщиков, реставрировали даже газопромысловые объекты. Так что компания нашла свою нишу в крае.

— Задам традиционный для последнего времени вопрос: как на вашей деятельности сказался экономический кризис?

— Не стану скрывать, что рентабельность снизилась и порой приходится идти на дополнительные затраты, чтобы не потерять заказчика и удержаться на плаву. Но если говорить объективно, все-таки строительство — отрасль, которая пострадала не очень сильно. Продолжают возводиться многоэтажки, и хотя в большинстве случаев здесь лидирует несколько крупных компаний, спрос есть, а значит, процесс не остановился. Развивается и малоэтажное строительство.

В нашей отрасли уже нет такой зависимости от импортных материалов, как раньше. Тот же клинкерный кирпич или кирпич “Поромакс” выпускают российские заводы, и качество продукта не уступает европейскому. Появились на рынке и пластификаторы — аналоги импортных. Утеплители, гидроизоляционные, отделочные материалы, плитка, гипсокартон давно производятся в России. Радует, что сейчас реализуется и отечественная техника: краны, мини-погрузчики, экскаваторы. Все это позволяет не зависеть от курса валют и выдавать достойный конечный продукт.

— Еще несколько лет назад строительная сфера лидировала по числу нелегальных работников. Что-то изменилось?

— Да, сейчас серьезные компании стараются не нарушать трудовое законодательство, в том числе и из-за его ужесточения. Но главная причина все-таки не в этом. Как работодатель, могу констатировать, что экономия на сотрудниках ни к чему хорошему не приводит. Люди должны быть заинтересованы в получении достойной оплаты труда и уверены, что их не обманут. В противном случае результат будет непредсказуемым.

Более того, наша компания старается систематически приобретать пусть дорогое, но зато эффективное оборудование. Благодаря ему уменьшаются человеческие трудозатраты, сотрудники работают в нормальном ритме, с выходными. При этом требования заказчиков всегда выполняются в установленные сроки. В любую компанию люди приходят зарабатывать, и наша задача — дать им эту возможность. Другое дело, что не всегда легко найти действительно квалифицированных специалистов. Поэтому повторюсь: если повезло с коллективом, его нужно беречь и мотивировать, а не стараться на нем сэкономить.

— Несмотря на то что ряд экспертов говорит о падении цен на недвижимость, в реальности такая тенденция не особо заметна...

— А это закон рынка. Пока люди готовы покупать, цена снижаться не будет. В каждом регионе своя ценовая политика. Если объективно, себестоимость зданий не сильно отличается. На дом в Ставрополе застройщик потратит примерно столько же средств, сколько на дом в Санкт-Петербурге, но во втором случае стоимость квадратного метра будет намного выше.
На самом деле в Ставрополе цена недвижимости ниже, чем во многих других регионах, и по факту она не сильно превышает себестоимость.

И такой момент: стоимость здания — это не только совокупность потраченных на него стройматериалов, но и зарплаты работникам, траты на разного рода проектно-разрешительную документацию и так далее. Надо учитывать и месторасположение [в центре участки дороже, чем на окраинах]. В среднем в краевом центре цена квадратного метра колеблется от 28 до 50 тысяч рублей. И если кто-то предлагает намного меньшую стоимость, я бы задумался, на чем же тут сэкономили. Может быть, использованы менее качественные, зато дешевые стройматериалы, или работали люди без официального трудоустройства, не заинтересованные в результате. Либо, как уже случалось, изначально были проблемы с документацией.

К сожалению, искусственное удешевление — беда современных тендеров. Хотя федеральное законодательство сейчас старается максимально защитить заказчиков от недобросовестных исполнителей контрактов [ужесточены условия банковских гарантий, нужно предоставлять сведения о ранее выполненных контрактах с таким же “падением цен”], все-таки в большинстве случаев выигрывают компании, предлагающие наименьшую стоимость своих услуг. Даже крупные серьезные фирмы, имеющие собственное производство, могут снизить конечную цену максимум на 10 процентов за счет перераспределения расходов. Но когда она занижается едва ли не на четверть от объективной цены, это вызывает справедливые опасения. Но хочется надеяться, что в перспективе в конкурсах станут действительно учитываться все факторы, а не только низкая стоимость.

— Сейчас много говорится о переизбытке коммерческой недвижимости. Что вы думаете по этому поводу?

— На мой взгляд, того, что уже есть, вполне достаточно, по крайней мере, если говорить о центре города. Половина уже имеющихся помещений коммерческого назначения пустует, к чему их множить? Другое дело, что город расширяется, и, как показывает практика, бизнес-недвижимость более востребована именно на периферии. К тому же там она и для застройщика обойдется дешевле за счет меньшей цены за аренду или покупку земельного участка. Ни для кого не секрет, что в центре есть серьезная проблема с парковками, и появление новых зданий ее только усугубит. А современные клиенты уже не готовы терпеть неудобства из-за невозможности поставить автомобиль, они лучше поедут туда, где им обеспечены комфортные условия.

Я не хочу сказать, что проблемы имеются у всех торговых центров и офисов в центре, отнюдь. Есть и здания с продуманной инфраструктурой, удобными подъездами, парковками. Но их не так много, как хотелось бы. Вообще радует то, что и жилая, и коммерческая недвижимость становится все-таки более качественной, при ее возведении начинают учитываться инфраструктура, состояние сетей. Ведь даже в кризис конкуренция на строительном рынке города довольно жесткая и клиенты голосуют рублем за наиболее достойный продукт. А это значит, что представителям нашей отрасли нужно соответствовать требованиям.

— Вадим Владимирович, поделитесь планами: ожидать ли появления новых объектов с участием вашей компании?

— В первую очередь надо завершить уже имеющиеся проекты. Что касается новых, организация и дальше будет участвовать в тендерах, аукционах. Хочется верить, что в них больше внимания станет уделяться репутации компаний, их послужному списку.
А вообще с 1980-х годов я успел поработать в строительной сфере и при Советском Союзе, и в “лихие 1990-е”, пережил не один экономический кризис. Так что мне есть с чем сравнивать. И могу сказать, что сейчас потенциал у отрасли есть, главное — не мешать честной конкуренции и добросовестным компаниям.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке