Шрифт

Новости

Новый агропро-мышленный объект

10 Августа 2010 (Вторник)
На карте Ставрополья появился новый крупный агропромышленный объект — Новоалександровский комбикормовый завод. Это первый инвестиционный проект германского концерна АГРАВИС в России…

Единая авиакомпания для округа

10 Августа 2010 (Вторник)
На совещании в Минеральных Водах министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил северокавказским регионам рассмотреть возможность создания единой авиакомпании.Местом базирования предположительно…

В СКФО создадут центр МЧС

10 Августа 2010 (Вторник)
В Северо-Кавказском федеральном округе [СКФО] планируется создать отдельный региональный центр МЧС РФ и вывести округ из зоны ответственности Южного регионального…

Запрет во спасение

10 Августа 2010 (Вторник)
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края издан приказ, ограничивающий пребывание граждан в лесах.Как пояснили в министерстве, речь…

Жильё для молодёжи

10 Августа 2010 (Вторник)
Ставропольский край вошел в семерку регионов, которые в 2010 году получили наибольшую сумму федеральных средств на реализацию программы “Обеспечение жильем…

открывается “Машук-2010”

10 Августа 2010 (Вторник)
Торжественное открытие Первого молодежного образовательного форума “Машук-2010” состоится 9 августа. Форум станет аналогом “Селигера-2010” и соберет тысячи лучших молодых людей…

Край примет детей погорельцев

10 Августа 2010 (Вторник)
Ставропольский край примет детей из пострадавших от пожаров регионов России на третью лагерную смену в оздоровительных и санаторных лагерях. Такую…

Реконструирован участок дороги

03 Августа 2010 (Вторник)
На подъезде к краевому центру, на двухкилометровом участке дороги регионального значения Ростов-на-Дону–Ставрополь, который до недавнего времени считался одним из самых…

Поиск

Кардинальная деконструкция PDF Печать E-mail
18.08.2009 08:41
Зародившись более 10 лет назад, управленческий консалтинг в России надолго приобрел имидж антикризисного инструмента. С тех пор мало что изменилось. По наблюдениям специалистов в условиях нынешнего кризиса отечественные руководители не могут правильно оценить свои слабые и сильные стороны. При принятии решений они по-прежнему чаще руководствуются сиюминутными экономическими выгодами, не заботясь о стратегических целях. При этом бизнесмены крайне неохотно просят о помощи сторонних консультантов, нередко расценивая этот шаг как проявление собственной слабости.
Отсюда нечего удивляться тому, что по оценкам аналитиков, достигнув в 2008 году своего максимума, рынок консультационных услуг в текущем году по существу будет обрушен. Спад так или иначе затронет практически все виды консалтинговых услуг. Между тем в настоящий период значение консалтинга для российского бизнеса первостепенно.
В связи с новыми экономическими условиями реальная необходимость прибегать к помощи внешних консультантов стала особенно острой. Старые организационные приемы и управленческие концепции уже не позволяют добиваться желаемых результатов. В таких сложных условиях абсолютно необходимы профессиональные и компетентные консультанты, специально изучающие опыт и ошибки, владеющие самыми современными методическими средствами и приемами организационного проектирования, подготовки и принятия стратегических и оперативных решений.
Впрочем, не только кризис виноват в снижении спроса на услуги бизнес-консультантов. Во-первых, на региональном уровне по объективным причинам весьма сложно найти действительно грамотных специалистов, профессионалов своего дела. Во-вторых, прослеживается ситуация, при которой довольно часто, приглашая консультантов, руководители предприятий на самом деле не готовы внимать их советам, что проявляется в нежелании внедрять какие-либо инновации на практике.
Свой неоднозначный, но тем не менее неординарный взгляд на эти проблемы в интервью корреспонденту “СБ” высказал известный ставропольский консультант, аудитор, судья третейского суда при ТПП СК Евгений Труфанов.
— Евгений, насколько серьезно кризис повлиял на методы управления, практикуемые ставропольским бизнесом? Что сейчас происходит на ставропольском региональном рынке консалтинговых услуг?
— Еще 4 года назад на страницах вашей газеты [“СБ” от 03.05.2005] я бил тревогу по поводу мошеннических действий в трудовой сфере. Я говорил, что их совершают предприниматели с деструктивными ценностями и зачастую с патологическими наклонностями. Используя аппарат прикладной экономической социологии, я определил их как безграмотных базарных спекулянтов с авантюрно-игровой моделью поведения. Основные стратегии барыг не изменились за последние 15 лет. Это криминальный хапок, спекулятивная нажива, рентная пластинка.
К сожалению, финансово-экономический кризис возвратил акцент к середине девяностых. Вектор снова повернулся к криминальной стратегии. Консультантов стали активно “кидать” на консультационных проектах, выполненных в 2008 году. Причем это стали делать даже те, кто еще вчера платил по счетам. Основная задача настоящих консультантов сегодня — не дать ход ре-ализации криминальных замыслов деструктивных предпринимателей.
Другими словами, консультант не должен быть посредником по передаче взяток между судом [а равно налоговой инспекцией, Земельной палатой и другими структурами] и клиентом, бросаться в рейдерские авантюры. Это то, что отличало и отличает консультанта от псевдоконсультанта.
Сейчас многие собственники бизнесов осознали, что кризис кризисом, а жизнь-то продолжается. Свыше 90 процентов из них возвращаются к проторенным тропам. Они реанимируют менее прибыльные, но в свое время освоенные и давшие первые финансовые плоды виды деятельности. Изменения ими отторгаются. Внутри остается корпоративная пустыня. Около 8–9 процентов проводят поверхностные преобразования. Внутри остается корпоративное болото. И только 1–2 процента эволюционируют — запускают действительно новые продукты, новые технологии, новые изменения во внешней и внутренней среде.
— По-вашему, получается, что подавляющее число предпринимателей — стагнаты и лишь небольшая часть бизнеса активно “работает на опережение”. В чем же причина?
— Я считаю, что обобщенно мы имеем дело всего с двумя типами современных предпринимателей. Первый — ярко выраженный сегмент — предприниматели-стагнаты. Они обладают активной инерцией, неорганизованны, являются заложниками “приближенной челяди” — сопровождающей босса бездарной свиты популистов. Правда, у многих из них покачнулась иллюзия всемогущества. Для них уже играет музыка, но они ее не слышат. Бизнес у большинства пока движется по инерции, а у некоторых уже скатился в могильную яму.
Второй — слабовыраженный сегмент — продвинутые предприниматели. Эти люди понимают, что проводить изменения теми методами и так, как они пробовали это раньше, — заблуждение. Они тоже слабоорганизованны, но готовы инвестировать в организационные активы. Кризис заставил часть из них пересмотреть свой максимизационный эгоизм и сбалансировать ценности в сторону потребителей. В этом сегменте у руководителей есть последователи, поддерживающие и сочувствующие. И главное — у них и людей рядом с ними есть будущее.
— Какие же запросы к консультантам преобладают сегодня?
— Нужно сказать, что в благоприятных условиях 2002–2008 годов часть предпринимателей могла формировать запросы, которые в процессе дискуссии мною фильтровались через многочисленные сита: реальной достижимости результатов, критериев качества продуктов, квалиметрических показателей оценки результата от использования продукта. Эти же предприниматели из чувства безысходности потребляли услуги по вытаскиванию заноз из ягодичной области. Сегодня это сплошь глухие незнайки, пытающиеся уцепиться за каждую идею, как за спасительную соломинку.
В период новогодних каникул я аккумулировал свой опыт по выводу компаний из кризиса 1998 года и процедур несостоятельности, кое-какие методы радикально поменял. Получился оперативный консалтинговый продукт “Программа кризисного реагирования “40 дней”, который у крупного производственного сектора Ростовской и Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев пока оказался невостребованным. Выделенный мной первый сегмент еще раз продемонстрировал свою слепоту. Окружение “карманных исполнителей” и “приближенной челяди” захламило их никчемным информационным мусором. Разгребать его шуфельной лопатой — удел неофитов и псевдоконсультантов. Это и есть основной запрос и постановочная задача первого сегмента.
Зато с представителями второго сегмента, а это, как правило, продвинутые предприниматели, начинает устанавливаться определенный конструктивный диалог. Там со мной обращаются не как с уличной цыганкой, которая, посмотрев в глаза, нагадает будущее. Речь идет о механизмах преобразований в деле, о кардинальной деконструкции — перестройке экономической, маркетинговой, организационной и других составляющих дела. Это запросная база операционного консультанта. Тут нужен толчок. Консультант становится катализатором. Его роль сводится к активной конфликтологической провокации коллективной солидарности для достижения стабильных результатов. Ведь от кадрового балласта многие предприниматели уже избавились.
— Как вы думаете, что произойдет в среднесрочный период?
— Согласно активно эксплуатируемому брэндом Mercedes тезису “Качество начинается в голове!”, если в этой голове еще остались элементы управленческой самостоятельности, предпринимательской чистоплотности, цельности и рефлексивности — организм предпринимателя, а равно и корпорации выживет после экономической бури.
В целом, в сложившейся на сегодняшний день ситуации, на тактическом поле я вижу две составляющие: переопределение или нахождение альтернативы. Эти плоды уже зреют. При этом тактика компромисса и космических амбиций отомрут как гнилые ветви организационной кроны.
Предприниматели, которые до сих пор грезят об избранных возможностях, основанных на негласной поддержке чиновников и силовиков, также рано или поздно окажутся на обочине рынка. Что касается остальных, то, как отмечал автор бестселлера “4D брэндинг” Томас Гэд в своей книге: “Чем меньше у вас денег, тем гениальнее должны быть ваши идеи”. Бессмысленно копировать то, что делают все. Нужно стремиться использовать новые подходы и креативные управленческие и маркетинговые решения.
Беседовал Николай Суховский