Ювелирная работа

Полтора года назад в краевом центре двое молодых людей открыли свою мастерскую. Стартап интересен тем, что в некоторых вопросах пытается разрушить стереотипы. Например, уйти от ассоциации со старыми и неуютными ремонтными каморками или напомнить, что главное в украшениях — индивидуальность.

О ручном труде и специфике профессии корреспондент “СБ” побеседовала с авторами проекта, руководителями мастерской “Рикки-Тикки-Тавви” Сергеем Широбоковым и Андреем Чумаковым.
— Расскажите, почему вы решили открыть именно ювелирную мастерскую? И как объединяли усилия?
Сергей: Интерес к этой сфере у меня возник еще в детстве — я из творческой семьи. Отец занимался обработкой древесины, а позже увлекся и ювелирным делом. Всему учился самостоятельно — читал литературу, перенимал опыт у знакомых мастеров. И добился очень хороших результатов — его приглашали участвовать на специализированных выставках в Москве, Санкт-Петербурге.
Однако меня даже отговаривали от занятия ювелирным делом. В нашей семье три сына, и я самый младший. Так что мне меньше всего доводилось делать что-то самому, разве что полировать украшения. Мне предлагали связать свою жизнь с другой профессией — стать художником, дизайнером. Сначала так и вышло — я получил образование дизайнера. Но на 2-3 курсе все-таки начал работать в мастерской вместе с отцом. Занимался в основном ремонтом украшений, набирался опыта, потихоньку перешел и на более сложные заказы.
Вскоре возникла идея создать что-то свое. Этой мыслью я поделился с Андреем, и она пришлась ему по душе. Он поддержал проект. Фактически мы объединили усилия — Андрей предоставил часть средств, я — необходимое оборудование.
— Открытие ювелирной мастерской — дело затратное?
Андрей: Конечно, потому что нужна масса оборудования и инструментов: профессиональный микроскоп, бормашинки, горелки, напильники, надфили... Так, небольшой напильник с мелкой насечкой швейцарского производства стоит около тысячи рублей за штуку, а их для производственного процесса нужны десятки. Такой рабочий инструмент, как вальцы, обойдется от 30 тысяч рублей, микроскоп — около 50. Для оборудования рабочего стола потребуется 200-250 тысяч рублей. Плюс, чтобы делать сложные украшения, нужны литейные установки, печи.
Но хочу отметить другое. Все необходимое можно купить, оформить документы, получить лицензию. А вот найти хорошего мастера — настоящая проблема. Получить специальное образование у нас сложно, а мастер-классы — это капля в море. Нужны хорошая практика, богатый опыт. Поэтому ювелирные мастерские открывают не сторонние предприниматели, решившие, что такой проект будет рентабельным, а сами ювелиры, так сказать, те, кто в теме.
— Обычно ассоциация с ювелирной мастерской играет не в ее пользу — старый магазин или небольшая точка с вывеской “Ремонт”...
Сергей: Мы старались уйти от этого стереотипа. Действительно, большинство людей представляет ее именно так: небольшое неаккуратное пространство, старые и грязные инструменты... Некоторое наше оборудование тоже не новое, но все чистое, аккуратное и исправно работает.
Я, как дизайнер, сразу решил, что нам нужна красивая “оболочка” — мастерская должна отличаться от тех, что есть в городе. Ведь новый клиент сразу обращает внимание на интерьер, а уже потом знакомится со специалистом, оценивает его компетентность. Поэтому мы нашли недорогое и небольшое помещение и постарались грамотно распределить пространство — отделить шоу-рум от мастерской. Дизайн создавали универсальный, приятный для всех.
— Кто основные клиенты? И насколько дорого изготовление украшений вручную?
Андрей: Аудитория широкая, клиенты от 20 до 50 лет. Естественно, основные заказчики — женщины. Среди заказов — ремонт любимой вещи или желание ее обновить, добавить какой-то элемент. Иногда просят сделать комплект для уже имеющегося украшения. Часто материалы приносят с собой. Интересные работы получаются, когда человек приходит со своим камнем и особым видением будущего украшения. Так мы делали серьги из предоставленной клиентом бирюзы или добавляли на имеющееся кольцо натуральный камень черного цвета. Бывает, что приносят с собой и старое золото, серебро. Новый металл мы закупаем в банках.
Что касается стоимости, услуги тех ювелиров, которые работают вручную, к дешевым не относятся. Все зависит от сложности заказа — в среднем такая работа оценивается от 700-900 рублей за грамм. Но и назвать это сумасшедшими ценами тоже нельзя. Судите сами: только на изготовление пары обручальных колец со сложными узорами уйдет около месяца. На станке же все займет меньше часа.
Сергей: Добавлю, что, если взять два одинаковых кольца — одно сделанное на станке, а другое вручную, разница будет видна даже невооруженным глазом. Последнее не будет настолько идеальным, как на станке. Но именно это делает его таким приятным. В этом и есть его шарм.
— Вы отметили, что найти хорошего мастера непросто. А есть ли у нас общественная организация, которая объединила бы людей из этой сферы?
Сергей: К сожалению, нет, тогда как профессиональных объединений в крае достаточно — художники, архитекторы, дизайнеры... Думаю, наша ювелирная промышленность просто до этого еще не доросла. Но лично мне хотелось бы видеть некое некоммерческое партнерство.
Кстати, недавно нам предлагали провести мастер-классы. Мы согласились, правда, не до конца понимая, как все это можно организовать. К примеру, чтобы провести мастер-класс по ногтевому сервису, требуется человек и минимальный набор инструментов. В ювелирном деле все обстоит иначе — оборудование тяжелое, дорогостоящее. И не каждый ювелир пустит за него кого-то постороннего. Так что идея с мастер-классом сошла на нет — видимо, сложности возникли именно с организационными моментами.
Еще одно препятствие — нежелание делиться своим опытом. Знаю многих мастеров, которые точно не будут раскрывать профессиональные секреты. Мы иначе смотрим на ситуацию: когда специалист передает знания другому, становится на ступень выше. Поэтому хотелось бы, чтобы появился человек или группа людей, которые могли бы объединить ювелиров города или края. Так будет проще открывать что-то новое, не стоять на месте.
— А как быть с доверием потребителей? Некоторые все еще опасаются оставлять драгоценности в мастерской...
Сергей: Это очень расстраивает, потому что времена, когда в золото добавляли другой металл, а камни подменяли, давно прошли. Хороший мастер дорожит своей репутацией — это не спекулянт на рынке. Всем понятно, что нечестная работа в долгосрочной перспективе принесет ущерб. О мастерской будут говорить плохо, можно остаться без заказов. Особенно это актуально в современном мире, где очень быстро разлетаются негативные отзывы.
Печально, но люди, которые опасаются, что ювелир может что-то “отщипнуть”, встречаются и сейчас. Чаще всего это старшее поколение, кто уже обжигался подобным образом. В таком случае лучше просто не принимать заказ — если есть сомнение сейчас, оно появится и в дальнейшем. А я не люблю работать с людьми, которые нам не доверяют.
— Поделитесь планами. Что хотелось бы сделать в перспективе и в ближайшее время?
Андрей: Поскольку мы молодая компания, потихоньку продолжаем развитие. В частности, приобретаем недостающее оборудование. Сейчас задумались о покупке гравировального станка. Пока выполняем гравировку вручную, но это очень трудоемко и не всегда оправданно. Также в планах пройти обучение ювелирному делу в Москве, потому что дополнительное образование лишним не будет никогда.
Сергей: Большое внимание мы уделяем и авторскому стилю. Хотим выпустить серию мужских аксессуаров, начиная от колец, заканчивая запонками и напуговичниками. Первое такое украшение мы уже создали — браслет в виде золотой рыбки. Это и станет ориентиром для новой коллекции — планируем всю серию выполнить в едином ключе.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке