Удочка для бизнеса

Пока власти радостно рапортуют о том, что пик кризиса пройден, импортозамещение развивается и бизнесмены дружным строем выходят из тени, сами предприниматели подчас демонстрируют довольно скептическое отношение к своему будущему.
Это вполне понятно: оборудование во многих отраслях импортное и, соответственно, дорожает, отношения с зарубежными партнерами в свете санкций портятся, заемные средства не дешевеют.
Однако есть и те, кто уверен, что даже в сложных экономических условиях можно развиваться, главное — пользоваться всеми существующими инструментами. Как выжить субъектам малого и среднего предпринимательства [МСП] в условиях кризиса, обсуждали в краевом центре.
Научить рыбачить
“В 2015 году мы оказали поддержку более 6,5 тысячи субъектам МСП, — рассказывает руководитель Фонда поддержки предпринимательства в Ставропольском крае Виталий Искандеров. — Наш Фонд — нефинансовая организация, предоставляющая в основном услуги консультационного характера, но, как показывает практика, они довольно востребованы. Бизнесменов интересуют меры господдержки, субсидии, компенсация процентной ставки по кредитованию и так далее. Оказались актуальны и проводимые нами маркетинговые исследования [они заинтересовали более 200 субъектов МСП], показывающие, какие направления бизнеса наиболее перспективны”. По словам чиновника, особое внимание деловым людям следует обратить на производство. Из-за сложных отношений со странами Евросоюза наиболее жизнеспособными становятся проекты по переработке и производству продуктов, в том числе мясных и молочных. Тем, кто планирует сотрудничать с другими государствами, стоит помнить о том, что, кроме европейских, есть еще немало стран, готовых взаимодействовать с Россией, например, Китай, Иран, страны бывшего СНГ.
“Если говорить метафорически, цель нашего Фонда — дать не готовую рыбу, а удочку и научить рыбачить, — подчеркивает Виталий Искандеров. — Не секрет, что небольшие предприятия не могут финансово позволить себе держать в штате логистов, маркетологов и так далее и из-за незнания ситуации на рынке совершают ошибки. Поэтому мы бесплатно предоставляем услуги именно таких специалистов. Еще организуем вебинары, круг­лые столы, конференции, форумы, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, то есть то, на что у маленькой фирмы обычно не хватает средств. В нынешнем году, в числе прочего, запланирован ряд семинаров по налоговой и финансовой грамотности. К сожалению, практика показывает, что население края недостаточно информировано об имеющихся возможностях для развития бизнеса”.
Собрать информацию
Итак, что делать предпринимателю, решившему развивать свое дело, невзирая на экономический кризис? “Я бы рекомендовала обратить внимание на уже эффективно работающие компании и наладить сотрудничество с ними на франшизной основе, — говорит заместитель директора Фонда поддержки предпринимательства, начальник центра инноваций в Ставропольском крае Наталья Селегененко. — Мы как раз собираем базу франшиз, которую предоставим бизнесменам. Особенно актуален такой подход в муниципальных образованиях. Есть уже и удачные примеры, например, одной из краевых компаний предложили франшизу из Калининградской области — производство инновационных инвалидных колясок, и имеются все предпосылки, что новая линия успешно стартует и на Ставрополье”.
Если говорить о развитии экспорта, Фонд помогает здесь по разным направлениям: консультирование, в том числе с привлечением сторонних экспертов; содействие в формировании и продвижении соответствующего инвестиционного предложения; организация встреч и переговоров с иностранными бизнесменами; организация участия субъектов МСП в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях как в России, так и за рубежом. По результатам бизнес-миссий уже заключено более 20 экспортных контрактов и соглашений. Выпущен каталог предприятий-экспортеров края на русском и английском языках, а также каталог инвестиционных проектов Ставрополья.
Кстати, в конце прошлого года состоялся первый краевой конкурс “Лучший экспортер года”. В номинации “Дебют экспортера” победителем стало предприятие ООО “Моя мечта”, отгрузив в первый год 67 партий товара на общую сумму более 150 млн рублей. В сфере “Экспорт промышленной продукции” лидером признано ООО “Элит-Сервис”. В номинации “Экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции” победу одержало ООО “Петровские Нивы”, отгрузив на экспорт 472 партии продукции на сумму более 250 млн рублей. Тот факт, что на конкурс подали заявки более 20 компаний, дает надежду, что экспортное направление в регионе продолжит развиваться. И тем фирмам, которые видят свое будущее в этом направлении, стоит разведать обстановку у специалистов.
Найти средства
Однако понятно, что, пожалуй, главный вопрос для любого бизнесмена — финансовый. Мало определить направление, куда стоит вкладывать средства, нужно еще эти средства найти. “На самом деле существует достаточно мер господдержки субъектов МСП. Например, субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования с российскими организациями. Понятно, что сначала здесь придется вложить свои деньги, но потом государство компенсирует часть потраченного. В Фонде микрофинансирования субъектов МСП в СК можно получить займы размером до миллиона рублей на условиях, более выгодных, чем в большинстве банков. Предприятиям, испытывающим трудности с предоставлением залогового обеспечения, способен оказать поддержку путем оформления поручительства Гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, — перечисляет Виталий Искандеров. — И это далеко не полный перечень инструментов, предлагаемых организациям региона. Главное, чтобы люди знали об имеющихся возможностях, и как раз одна из наших основных задач — устранить информационный вакуум”.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке