Стельки, нитки, каблучок

Обувщик — профессия старинная и, как уверены многие, забытая. Однако и в наше время встречаются мастера, которые легко могут доказать обратное — клиенты у сапожников будут всегда.

Некоторые и вовсе выбирают трудоемкий, но увлекательный процесс пошива обуви в качестве хобби. Корреспондент “СБ” встретилась с лингвистом-переводчиком Олегом Броневым [на фото], чтобы узнать о том, как он пришел к такому увлечению.

— Олег, расскажите о том, почему решили выбрать такое необычное для нашего времени хобби?

— В эту область меня занесло спонтанно. Как-то отец купил кусочек хорошей кожи, и мне захотелось что-то из нее сделать. Откуда-то пришла идея сшить обувь, и я попробовал. Нарисовал ручкой рисунок на бумаге, перенес его на кожу, вырезал и сшил. В итоге получился носок с подошвой. Постарался его как-то украсить — добавил клепки, шнурки, дополнительные шовчики... Но все равно вышел корявый блин. Так что идею на какое-то время пришлось забросить. Вернулся к ней уже позже, когда стал заниматься танцами. Тогда мне понадобилась специализированная обувь. И я снова решил попробовать ее сделать самостоятельно — сначала сшил одну пару, затем вторую. Что интересно, все они до сих пор сохранились в хорошем состоянии.

Обувь я делал на обычной швейной машинке. С материалами сложности не было — хорошую кожу можно найти в магазинах конского снаряжения, фурнитуру и инструменты — в специализированных магазинах для ремонта обуви. Сложнее всего было постичь само производство. Информации в Интернете тогда, по большому счету, как и сейчас, было крайне мало. Она очень сложная, и без пояснений человека, который в этом понимает, разобраться просто невозможно. По моему убеждению, курсы и школы, предлагающие обучение, должного результата не дают, а обеспечивают слушателей просто теоретической частью. Мне же хотелось найти наставника, человека, который бы не просто рассказал, но и показал сам процесс, ответил бы на конкретные вопросы. Такого я найти не смог — делиться опытом местные мастера совсем не спешили. Пришлось вникать во все тонкости трудоемкого процесса самостоятельно.

— Как же он проходил? На чем практиковались?

— Если нужно собрать часы, сначала их придется разобрать, запомнить, в каком порядке расположены детали, и соединить все элементы заново. Я решил поступить также с обувью: каблук, лямки, стельки, нитки... Схема сработала, но на это ушло немало времени. Чтобы сделать первый экземпляр, потребовалось полтора месяца работы. Правда, получилось довольно неплохо.
Конечно, что-то удавалось, что-то — нет. Пошив обуви — дискретная работа, то есть из-за одной неудачной детали не нужно переделывать всю пару. Если каблук треснул, достаточно его заменить, испорчен верх — его можно отпороть и переделать. Первую пару я выполнял с минимальным набором инструментов: шило, нож, нитки, ручка, линейка, резиновая подошва... Сейчас, делая себе обувь, предпочитаю гораздо более сложную итальянскую технологию.

Для нее требуются специальные материалы плюс подходящее оборудование — хорошая игла из особо прочной стали, которая не гнется, как гвоздь, инструменты для вставки блочек, обивки кожи, молотки, плоскогубцы. Это все можно приобрести постепенно и достаточно бюджетно. Зато сама работа мастера обходится дорого. Знаю, что часто ее стоимость выше, чем цена на материалы, которые, к слову, тоже не дешевые. Но это можно понять, потому что сделать вручную из двухмерной выкройки аккуратную и красивую трехмерную модель — трудно. Поэтому в итоге и получается, что индивидуальный пошив выходит в несколько раз дороже туфель из магазинов масс-маркета.

Что касается практики, можно тренироваться на всей семье — я так и поступаю. Уже делал и женские, и мужские туфли и даже шил детские ботинки по заказу для младшего брата. Так что могу сказать, что везде есть своя специфика.

— Что из этого сложнее всего?

— Труднее работать над женской обувью — для создания ее моделей нужно больше знаний, опыта, причем с самого начала — построения выкройки. Надо хорошо представлять, как будет тянуться и выглядеть кожа, смотреться готовая модель, насколько она будет практичной. Одним словом, надо знать массу нюансов.

А вот детская обувь прежде всего должна быть удобной, с ортопедической стелькой и хорошо держаться на ноге. Кроме того, в ней нет такого разнообразия форм стопы. В идеале на каждый размерный ряд должно приходиться по тридцать с лишним колодок — с разной длиной, шириной, высотой, полнотой и формой носка.

Правда, сейчас как-то все приспосабливаются носить унифицированные модели. Но даже они способны демонстрировать не только социальный статус человека. С их помощью можно узнать об особенностях эмоционального склада, привычках владельца. Раньше я этого не замечал, но теперь совершенно уверен: обувь многое рассказывает о своем владельце.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке