Рукоделие — это модно

Несколько лет назад в наш язык прочно вошел англицизм “хендмэйд” [hand made], что переводится как “сделано вручную”. Фактически это всем известное рукоделие, но сейчас из хобби оно все чаще превращается в бизнес. Причем, как и любое производство, может получить субсидию от государства.

Можно рисовать картины “в стол”, шить только для себя, а можно продавать результаты своего труда, тем более что спрос на оригинальные изделия не падает даже в период кризиса.

Новое поприще

Примеры достаточного успешных стартов есть и в нашем регионе. В прошлом году жительница краевого центра Анна Черниенко получила от Центра занятости населения г. Ставрополя субсидию на организацию собственного дела и открыла мастерскую хендмэйд.

По образованию Анна финансист. Несколько лет работала по специальности, но потом поняла, что в профессии ей тесно. И, пока находилась в декретном отпуске, решила попробовать себя на новом поприще. Сначала она прошла мастер-класс по изготовлению мыла ручной работы, получила сертификат, стала заниматься мыловарением. Появились постоянные клиенты, но этого оказалось мало. Анна решила развиваться в нескольких направлениях: делала свадебные аксессуары, изготавливала бижутерию, шила популярных сейчас кукол-тильд и так далее. Довольно скоро стало ясно: пора выходить на новый уровень.

Помощь и стимул

“Обратиться в Центр занятости показалось для меня самым очевидным. После необходимых согласований я подала заявку на субсидию для открытия бизнеса, подготовила презентацию будущей мастерской. И когда ее одобрили, составила подробный бизнес-план, который утвердила конкурсная комиссия, — рассказывает Анна Черниенко. — Да, сумму в 63 тысячи рублей сложно назвать крупной, честно говоря, собственных средств я вложила больше. Но для меня получение субсидии стало своеобразным стимулом двигаться дальше, признанием того, что я занимаюсь настоящим делом, а не баловством. И вообще, я была нацелена на легальный бизнес с официальным оформлением и уплатой налогов. Гораздо спокойнее и продуктивнее работаешь, если знаешь, что ничего не нарушаешь”.

Лучше офлайн

Средства Анна потратила на покупку оборудования для своей торговой точки, поскольку реализацией занимается офлайн, а не через Интернет: в Ставрополе народ хоть технически и продвинутый, но в большинстве случаев предпочитает увидеть товар в живую, оценить его качество не по картинкам, а “в реале”.

Ассортимент в мастерской достаточно широкий: мыло, бижутерия, дизайнерские блокноты и ежедневники, игрушки, в том числе тильды, славянские куклы-обереги, деревянные изделия и др. Большую часть из того, что представлено в магазине, Анна изготавливает сама, но нередко привлекает и коллег по ремеслу. Например, в мастерской есть бижутерия из эпоксидной смолы, создание которой требует много времени и кропотливого труда, — на изготовлении такого товара специализируется знакомая Анны. А опытный резчик по дереву снабжает оригинальными шкатулками, коробочками. В результате довольны все: и мастера, и покупатели.

Отсутствие рамок

Но мало создать оригинальную продукцию, нужно уметь ее продвигать. Тем более что хендмэйд — это такое направление, где нет фиксированных цен, сезонности. Как говорит Анна, иногда к лету ждешь роста спроса на бижутерию и ободки, а народ толпами спрашивает фотоальбомы. “Иногда меня спрашивают, во сколько я, допустим, оценила бы ту или иную куклу [не мою]. На такой вопрос ответить невозможно. Максимум, что я могу оценить, — качество изготовления, да и то не в рублевом эквиваленте, а оперируя понятиями вроде “аккуратно-неаккуратно”, — комментирует Анна Черниенко. — Для себя, например, я на ряд товаров установила цену по принципу 50 на 50. То есть, грубо говоря, потрачено 500 рублей на материалы, во столько же оцениваю свою работу. А кто-то, наоборот, считает, что материал — не самое главное, а 2/3 от общей стоимости — стоимость труда”. Так что, конечно, какие-то ценовые рамки существуют, но они очень широкие, и отпугнуть потенциального клиента способны не только высокие запросы авторов, но и откровенный демпинг.

Поиск клиентов

Наиболее очевидный вариант продвижения — размещение работ на специальных сайтах, чаще всего базовые опции на таких площадках бесплатные. Также рассказывать о своем товаре можно на форумах в разделах “купить/продать”. Еще один распространенный вариант — социальные сети, где достаточно разослать приглашения, подружиться с будущими покупателями и регулярно общаться по интересам. “Я пробовала разные способы, может, была недостаточно активна в Интернете, но пока самым эффективным оказалось сарафанное радио, — смеется Анна. — В соцсетях и на спецплощадках легко затеряться среди сотен тысяч конкурентов, а чтобы качественно вести группу нужно или иметь много свободного времени, или нанять специального человека. Увы, оба варианта для меня сейчас неприемлемы. Фото изделий я выставляю в “Инстаграме”, но больше для ознакомления. Как уже говорила, основной покупатель предпочитает товар видеть и осязать. Но вполне возможно, что в будущем я вернусь к интернет-продвижению, тем более что в долгосрочных планах открытие новых торговых точек”.
Можно ли назвать хендмэйд бизнесом, способным приносить большую прибыль? В первое время все-таки нет: это как раз тот случай, когда нужно долго и упорно работать на репутацию. Но ведь и дома высокой моды когда-то начинались с маленьких мастерских! Так что если человек уверен, что у него есть талант и хватит терпения, то почему бы не попробовать свои силы на новом поприще.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке