Повышение прочности

Инновационная деятельность молодых ученых всегда вызывает интерес, особенно когда речь идет о создании новых приборов и аппаратных комплексов, способных значительно уменьшить себестоимость производства. В условиях импортозамещения актуальность подобной разработки переоценить сложно.

Корреспондент “СБ” побеседовала с аспирантом кафедры “Технологии машиностроения и технологическое оборудование”, сотрудником кафедры “Строительства” СКФУ, победителем федеральной программы “УМНИК” Хазби
Сугаровым, чтобы узнать о перспективах коммерциализации научной разработки, особенностях участия в федеральном конкурсе и востребованности технических специальностей.
— Хазби, расскажите о своем проекте. В чем его актуальность?
— Для начала нужно пояснить, что разработкой мобильного устройства для объемного импульсного лазерного упрочнения мы занимаемся совместно с научным руководителем Игорем Пинахиным уже несколько лет. Главная задача — повышение износостойкости и надежности обрабатывающего инструмента и деталей. Она была и остается актуальной на всем протяжении развития отраслей промышленности, связанных с обработкой конструкционных и инструментальных материалов.
Добавлю также, что для решения этой задачи существует множество методов, однако каждый из них требует громоздкого оборудования, специальных условий обработки. Наш метод, разработанный на базе кафедры “Технологии машиностроения и технологическое оборудование” СКФУ, как раз лишен этого недостатка. Разработка позволяет осуществить упрочнение прямо на производственной площадке — сборочного, ремонтного цеха, цеха пищевой промышленности. То есть помогает существенно снизить трудоемкость и себестоимость процесса упрочнения материала [в частности, очень хорошие результаты достигнуты на таких материалах, как твердые сплавы] и сократить время, затрачиваемое на его обработку.
— Можно ли сказать, что проект уже нашел реальное применение?
— Разработка позволяет снизить себестоимость любого производства, занятого в сфере металлообработки, машиностроения, приборостроения. И приятно отметить, что интерес к нашей научной деятельности начали проявлять некоторые заводы. Так, уже есть хоздоговор с одним из ставропольских предприятий машиностроительного комплекса.
Конечно, основной упор мы делаем на научную работу. Грант, полученный по программе “УМНИК”, позволил приобрести комплектующие, необходимые для проведения научно-исследовательских работ: начиная от активного элемента для лазера, который стоит весьма недешево, заканчивая обычными линзами. Кстати, приобретенные элементы — отечественного производства. Очень радует, что помимо дорогостоящих импортных комплектующих есть доступные и качественные отечественные аналоги.
— Насколько сложно было принять участие в федеральной программе? Ведь желающих получить грант немало.
— Конкурс действительно предполагает серьезный отбор и высокую конкуренцию среди молодых инноваторов от 18 до 28 лет. Однако стать его участником несложно — требуется подать заявку, подготовить презентацию проекта. Дальше ее оценивает конкурсная комиссия, если она сочтет проект достойным, после полуфинального отбора нужно пройти заключительный, финальный. Победителям выдается грант — 400 тысяч рублей — по 200 тысяч рублей на каждый год, за которые нужно регулярно отчитываться перед Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Главное, чем должен обладать проект, — это научная новизна. Плюс нужно уделять внимание коммерческой стороне разработки, то есть она должна быть востребована потенциальными покупателями, грубо говоря, идея должна приносить деньги. Кстати, всего в Фонде учреждено пять основных направлений: информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии. Любой проект из этих сфер должен каким-то образом решать актуальные проблемы и задачи конкретного региона или России в целом.
— Интересно, насколько востребованы сейчас технические профессии среди абитуриентов?
— Могу сказать, что очень высокий конкурсный отбор есть на нескольких специальностях, существующих в Институте строительства, транспорта и машиностроения. Говоря о нашем институте, по данным приемной комиссии, можно отметить, что много желающих учиться по специальности “Промышленное и гражданское строительство”, “Городское строительство и хозяйство”, “Теплогазоснабжение и вентиляция”. В основном, конечно, это мужской контингент, но бывают и исключения.
Интересно, что у нас есть билингвальные группы, когда часть предметов идет не только на русском, но и на английском языке, и иностранные, состоящие из зарубежных студентов [чаще всего это страны Африки и Ближнего Востока]. Например, я веду одну из базовых для строителей дисциплину “Сопротивление материалов” на английском языке. Так что, на мой взгляд, не будет преувеличением, если сказать, что инженерно-технические кадры будут востребованы везде, причем независимо от экономической ситуации.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке