Кооперация бизнеса, науки и образования

В октябре в Тегеране прошел форум ректоров вузов России и Ирана. Итогом стало налаживание сотрудничества в сфере развития инженерно-технических направлений подготовки, работа над реализацией совместных научно-исследовательских, образовательных программ, создание благоприятных условий для академической мобильности.

О том, чем это сотрудничество привлекательно для края, о балансе спроса и предложений на рынке труда, а также о кооперации бизнеса и образования корреспонденту “СБ” рассказал директор института строительства, транспорта и машиностроения СКФУ доктор технических наук, профессор Андрей Брацихин.

— Андрей Александрович, расскажите о цели форума. Каковы перспективы сотрудничества с иранской стороной?

— Основной задачей мы ставили перед собой знакомство с вузами страны. На форуме от нашего университета была делегация во главе с ректором Алиной Левитской, которая и вела переговоры. По итогам мероприятия было подписано четыре соглашения о сотрудничестве с ведущими иранскими университетами.

Поясню, что речь идет об образовательной деятельности, а именно о развитии академической мобильности: обмене студентами между университетами на семестр или учебный год по усмотрению сторон.

Второй вариант сотрудничества — поступление студентов, обучающихся в вузах Ирана, в магистратуру нашего университета, которая, к слову, есть как на русском, так и на английском языках.

Кроме того, мы увидели хорошую основу для совместных научных исследований в различных сферах. Прежде всего это инженерно-техни­ческие направления, связанные с электроникой, наноматериалами и нанотехнологиями, переработкой нефти, машиностроением.

Еще один блок, который для нас очень интересен, — популяризация русского языка среди обучающихся вузов Ирана. Во многих университетах страны русский изучают как иностранный.

— Почему наиболее перспективной в плане взаимодействия называют инженерно-техническую сферу?

— Напомню, что Иран — индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. В ней имеются крупные нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Широко представлено машиностроение, металлообработка. Санкции, наложенные мировым сообществом на страну в конце 1970-х годов, ограничивают контакты с Ираном и доступ к технологиям. Не имея возможности приобретать современное дорогостоящее оборудование, но понимая перспективы научно-технических исследований, они изготавливали его своими силами.

Специалисты, с которыми нам удалось пообщаться, проявляют большой интерес к развитию инженерно-технических направлений на другом уровне, при содействии российских вузов.

Нам же выгодно развивать совместные проекты со странами, имеющими колоссальные ресурсы и хорошую платформу, но при этом остающимися “за кадром”. Тем более это возможность для будущих специалистов получить уникальный профессиональный опыт в другой стране.

— Отечественные компании давно жалуются на нехватку специалистов производства и инженеров. Возрос ли интерес современных абитуриентов к этим направлениям?

— На сегодняшний день ситуация действительно меняется в лучшую сторону. Во-первых, потому что сами работодатели принимают участие в популяризации инженерно-технических специальностей. Когда вместе с представителями вуза они выступают перед школьной аудиторией, рассказывая о перспективах компании, нехватке кадров хорошей квалификации, гарантируя трудоустройство, это меняет отношение абитуриента.

Во-вторых, из года в год увеличивается количество тех, кто поступает по договору о целевом обучении, который заключается между работодателем и вузом. Обучение студента проходит за счет средств федерального бюджета, набор формируется в рамках заказа. По инженерным направлениям он увеличивается наиболее интенсивно. Так, в этом году набор по договору целевого обучения по профилю “Технология машиностроения” вырос на 40 процентов. Высокий спрос и на такие профили подготовки бакалавров, как “Автомобили и автомобильное хозяйство”, “Электроника”, “Энергетика”.

В процессе обучения вся практика проходит на одном предприятии, что дает серьезный эффект. Работодатель видит потенциал студента, а он в свою очередь осваивает технологии и методы, которые используют на конкретном производстве, знает оборудование, умеет его правильно эксплуатировать. И по окончании обучения может приступать к работе без необходимого адаптационного периода.

Замечу, что в рамках последней приемной кампании мы сделали небольшое открытие. Все чаще технические специальности выбирают и девушки — по многим профилям они уже составляют треть потока.

— Помимо кадрового голода, многие производители говорят о дефиците качественного отечественного оборудования. На ваш взгляд, как можно наладить ко­операцию бизнеса и образования?

— Для решения этой проблемы существуют федеральные программы, реализуемые совместно с профильными министерствами и ведомствами. Однако сами работодатели не всегда готовы в них участвовать. Не первый год действует Постановление Правительства РФ №218, которым предусмотрено выделение субсидий на создание на предприятиях высокотехнологичного производства нового вида продукции гражданского назначения. Обязательным условием для получения финансирования, а его объем составляет до 100 миллионов рублей, является совместная с вузом научно-исследовательская деятельность.

Новый вид продукта может быть чем угодно — технологией переработки сельхозсырья или оборудованием для мебельного производства — не важно. Главное, чтобы при этом использовались ресурсы университета. Однако внедрение новых технологий требует капитальных вложений. И многие не готовы останавливать технологический процесс даже для того, чтобы его модернизировать.

— Есть ли примеры реализованных совместно с представителями краевого бизнеса высокотехнологичных производств?

— Знаю, что по этому постановлению подана заявка на совместный проект с Молочным комбинатом “Ставропольский”. По той же программе рассматриваем сотрудничество с изобильненским заводом “Атлант”, занимающимся разработкой и производством электрических со­единителей. Университет в этом плане открыт для сотрудничества. Но разработки, как правило, ни у кого не вызывают интереса. Конкретных задач перед научно-исследовательскими коллективами никто не ставит.

И так в любой сфере. Взять строительство: у нас есть интересные предложения в области дорожного покрытия или строительных материалов, где в качестве сырья используются отходы производства других предприятий.

Для асфальтового покрытия или дорожного полотна вместо традиционного щебня можно использовать керамзит, а для шлакоблоков — фосфогипс. Они стоят копейки и для своей утилизации требуют расходов. Так что проще потратить средства на то, чтобы транспортировать их и переработать в качественный строительный материал.

И все-таки, надеюсь, ситуация постепенно улучшится. Так, идеи в строительной сфере вполне могут пригодиться для реализации грандиозных проектов Министерства по делам Северного Кавказа. Развитие гостиничного бизнеса, строительство новых объектов и создание сопутствующей инфраструктуры требуют хороших материалов. Так что, думаю, перспектива у нас есть.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке